КОНЬ, лошадь. Играет важную роль во многих
мифологических системах Евразии. Является атрибутом (или образом) ряда
божеств. На Коне передвигаются (по небу и из одной стихии или мира в
другой) боги и герои. В индоевропейской мифологии Конь принадлежит
особое место, объясняющееся его ролью в хозяйстве и переселениях
древних индоевропейцев. В индоевропейском близнечном мифе в виде двух
коней представлялись божественные близнецы (ср. др.-инд. Ашвины, греч.
Диоскуры, «дети бога» в балтийской мифологии) и связанные с ними два
мифологических предводителя — родоначальники племени (англосакс.
Hengist и Horsa).
Представляется возможной также реконструкция
бога грозы индоевропейской мифологии — *Per(k)uno-s в виде
воина-змееборца на Коне (или на боевой колеснице, запряжённой конями),
что находит продолжение в представлении о хеттском боге Пирва и
родственных по имени богах в других индоевропейских мифологиях, которые
также передвигаются на повозках, запряжённых Коней. (ср. слав. Перун).
Общим для индоевропейских народов является образ бога солнца на боевой
колеснице, запряжённой конями, причём само солнце представляется в виде
колеса. Сравнение греческой -, «хозяйка коней» (в роли «хозяйка
зверей»), др.-инд. Dvaspa «хозяйки благоденствующих лошадей», кельтской
богини
Эпона (букв. «богиня лошадей»), прусского конского божества позволяет
также предположить наличие особого индоевропейского (в большинстве
традиций женского) мифоло-гического образа, связанного преимущественно
с лошадью (хетт. Пирва мог иметь и женский образ - подобие хуррит.
Иштар-Шавушки). Возможно, что малоазиатское представление о женском
божестве на К. сказалось и в греческих преданиях об амазонках, по
некоторым признакам отождествля-емых с хеттами. Рассказы о мифи-ческих
Коней известны в древнеиндий-ской, кельтской и славянской мифологиях.
Соответствие
общеиндоевропейскому представлению о конях божества можно видеть в
ритуале жертвоприношения коня; ср. др.-инд. ритуал убийства коня
(ашвамедха), приравнивавшегося к трём частям космоса, римский обряд
Equus October («октябрьский конь») и сходные обряды у славян и
германцев. В скандинавской мифологии древо мировое называется
Иггдрасиль (др.-исл. Yggdrasill), что буквально означает «конь Игга»,
т. е. конь Одина; это соответствует обозначению мирового древа в
Древней Индии (см. Ашваттха). Ряд мифологических и ритуальных
представлений, связанных с Конем. (символ Конь у мирового дерева,
жертвоприношение коня и т. п.), совпадает у древних индоевропейцев и
народов Центральной Азии, говоривших на алтайских, в частности
тюркских, языках, что, повидимому, отражает древние контакты между
этими народами. Английский исследователь Э. Паллиблэнк обнаруживает
влияние индоевропейской мифологии также и в древнекитайских
представлениях о «небесных конях», сопоставляемых с конскими масками из
Пазырыкских курганов Алтая. В енисейской, в частности кетской,
мифологии сохранились рассказы о происхождении коней у разных народов;
согласно А. П. Дульзону, общеенисейское название Коня (qus) восходит к
индоевропейскому *еk(w)os. Ряд исследователей считает также возможной
диффузию некоторых мифологических образов, связанных с К., в процессе
миграции народов из центров одомашнивания этих животных (Передняя Азия
или Юго-Восточная Европа) во 2-м тыс. до н. э.
|